Республика Ингушетия

г. Назрань, ул. А. Тутаевой

тел.: 8 (8732) 22-76-78

 

21 марта – День кукольника 23 Марта 2017 21 марта – День кукольника
 
 Первые ростки кукольного театра Ингушетии уходят своими корнями в 60-е годы прошлого столетия. По словам главного режиссера театра Лейлы Хадзиевой, в 1969 году на базе Чечено-Ингушского республиканского театра кукол была создана ингушская труппа.– Это было сделано благодаря Беку Абадиеву, – рассказывает Лейла. – Став директором Чечено-Ингушского театра кукол, Бек Абадиев сразу обратил внимание, что в театре работают всего две труппы: чеченская и русская. Незамедлительно был объявлен конкурс для набора юношей и девушек ингушской национальности, имеющие актерские способности и в совершенстве владеющие родным языком. В том же 69-м году труппа стала разъезжать по ингушским населенным пунктам с первым спектаклем, представляя его людям, почти ничего не знавшим о театре. Тем не менее, артистов принимали радушно, по всем правилам ингушского гостеприимства. А самое главное, зрители с большим интересом принимали театрализованное представление, в котором отражалась жизнь народа.
С образованием республики труппа переехала в Назрань и создала свой кукольный театр.
В 1998 году кукольный театр был реорганизован и стал именоваться Театром юного зрителя.
– Разница в названии имеет существенное значение? – поинтересовалась я у своей собеседницы Лейлы Хадзиевой.
– Лишь с юридической стороны. А в творческом плане по большому счету все по–прежнему. В нашем уставе прописано, что в театре могут работать и драматические актеры, и кукольники. Как вы знаете, Театр юного зрителя размещается в одном здании вместе с Русским музыкально-драматическим театром. Некоторые актеры из числа данного театра трудятся вместе с нами. Мы им помогли в приобретении навыков кукловодов, и они работают с удовольствием и большой отдачей. Так что, тандем существует успешно. И мы имеем возможность ставить такие спектакли, где присутствует живой план, в котором играют актеры, и тут же в действие вступают куклы.
– Лейла, управлять куклами сложно?
– Очень сложно. Самой сложной является марионетка. Там работает целая система. Все части куклы висят на нитях, через которые ее надлежит водить. Тростевая кукла тоже считается довольно сложной. Если на марионетку возлагаются психологические факторы, то в тростевой кукле нужно точно передать состояние этой куклы: жестом, разворотом, поворотом, много разных элементов, посредством которых оживляют куклу. Не просто взял куклу и повел, а именно оживить. А это – дело не из легких.
– Какие еще разновидности куклы имеются, кроме марионеточной и тростевой?
– Есть еще планшетные – это когда на столе водишь куклу соответствующего размера, и перчаточные – на руку надевается перчатка таким образом, чтобы на главный палец попала головка куклы и водишь ее.
– Лейла, один актер справляется с куклой?
- В основном, да, один актер управляет куклой. Но бывают моменты, когда для работы куклы требуется помощь второго актера. Профессия наша требует определенных навыков и хорошей подготовки. Все мы в разное время окончили Ярославский театральный институт и получили специальность актер–кукловод.
– Как насчет зрителя?
– У нас есть свой зритель. Малыши из детских садов, ученики начальных классов – все они с удовольствием смотрят наши спектакли.
– Где чаще доводится работать, здесь, в театре, или на выездах?
– Чаще выезжаем. В нашей республике еще нет возможности, чтобы детишек группами можно было часто вывозить, обеспечив им полную безопасность. Все мы знаем как перенасыщены наши автодороги транспортными средствами.
– Как ведет себя маленький зритель во время спектакля?
– Реакция бывает неоднозначной. Многие с большим вниманием смотрят представление, всецело поглощенные происходящим на сцене. Некоторые вслух реагируют на действия героев. Происходит, знаете, такой выброс эмоций. Но для нас это приемлемо. Мы считаем это нормальной реакцией и поэтому относимся спокойно. До начала спектакля мы обычно рассказываем зрителям об авторе пьесы, о самом произведении, чтобы они лучше усвоили то, что увидят. Самое главное для нас, чтобы человек задумался над увиденным. Если это маленький зритель, чтобы, придя домой, он открыл сказку, которую увидел на сцене, и прочитал бы ее, чтобы еще лучше осознать смысл. Если это зритель более старшего возраста, мы рассчитываем, что он не только проникнется содержанием спектакля, но и заглянет вглубь себя.
– На сегодняшний день сколько спектаклей в репертуаре театра?
– 17 спектаклей. Среди них «Сумасшедшая ночь» Бека Абадиева, «Цхьан хIамагI ма кхера, Зураб», «Мейра цици», «Горская сказка» Саида Чахкиева, «Цици говза» Эсет Теркакиевой, «Сармакхи церг» Эсет Хамхоевой, «Волшебная лампа Аладдина» и другие.
- В День кукольника чем обрадуете детишек?
- Мы подготовили каламбур – это фрагменты сказочных спектаклей. Будет проведен мастер-класс, в ходе которого детишки поупражняются в быстром — две-три минуты — конструировании куклы и других деталях кукольного мира. Программу мы подготовили интересную. Надеюсь, детишки почувствуют праздник.

Мадина КОДЗОЕВА

«Сердало» № 35




НЕПОВТОРИМАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА НА СЦЕНЕ 1 Декабря 2016 НЕПОВТОРИМАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА НА СЦЕНЕ
   В Ингушетии, как и по всей России 24 ноября стартовала неделя «Театр — детям и юношеству», которая продлится до 30 ноября. Это праздник и профессионалов, и любителей великого искусства театра. Известно, что настоящими театральными зрителями становятся именно те, кто еще в детстве смог ощутить неповторимую атмосферу театра, пережить сильные впечатления от живого сценического действа. В разных регионах страны эти дни проходят по-разному: проводятся творческие встречи актеров театров с детьми и юношами, организовываются спектакли в школах, исполнять роли в которых могут все желающие школьники и т.д. В Ингушетии же эти дни организованы таким образом, что в республиканском Театре юного зрителя для учащихся школ будут проходить спектакли, а затем и мастер-классы.


Никто не ушел с пустыми руками 6 Июня 2016 Никто не ушел с пустыми руками
    Театр юного зрителя подготовил постановку для детей-сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечительства родителей, по мотивам восточной сказки «Волшебная лампа Аладдина».
Как рассказала главный режиссер ТЮЗа Лейла Хадзиева, они ежегодно организовывают подобные акции и мероприятия. Во время спектакля детишки успели уже выбрать себе героев, за которых они переживали в течение всей постановки, конечно, это Аладдин и принцесса Будур. От полученного просмотра дети получили массу положительных эмоций.


Ингушский ТЮЗ на "Рабочей лошадке" 5 Июня 2016 Ингушский ТЮЗ на "Рабочей лошадке"
  Спектакль «Красная шапочка» Театра юного зрителя Республики Ингушетия вернулся на днях домой с V Международного фестиваля театров кукол «Рабочая лошадка», который проходил в Набережных Челнах, Республика Татарстан, оставив самые лучшие впечатления как у зрителей, так и у ведущих кукольных театроведов, артистов международного уровня и строгого профессионального жюри.
Своими впечатлениями о поездке поделилась с нами сразу же по приезде главный режиссер театра Лейла Хадзиева.


Животворная кисть.. 6 Апреля 2016 Животворная кисть..
    Это было давно, в далеком детстве: Ева Гайтукиева приехала к нам в гости с ночевкой и нарисовала портрет Бетховена: взъерошенная шапка волос на голове, острый пристальный взгляд. Сходство с портретом было сильное, но поражало другое: Ева весьма точно передала безумный взгляд композитора. Много позже я узнала, что Бетховен действительно был безумцем, он всю жизнь порочил имя женщины, которая волею судьбы не стала его женой. Любовь была столь сильной, а отказ столь болезненным, что страсть перешла в желание растоптать любимую. Мистицизм? Этой тайны у Евы сколько хочешь, причем с детства.



Категория 6 - 10 из 27
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Портал Культура.рф

volonter.png