
Методические рекомендации
по совершенствованию деятельности по противодействию идеологии терроризма в сфере культуры в субъектах Российской Федерации
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………. 3
- Нормативная правовая база, регламентирующая организацию и проведение работы по профилактике терроризма исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере культуры……………………………… 3
- Организация исполнительными органами в сфере культуры деятельности по противодействию идеологии терроризма………………………………………………………….. 5
- Организационно-административная деятельность………………………………………. 6
- Выстраивание организационно-административной структуры профилактики в рамках исполнительного органа в сфере культуры……………… 6
- Участие исполнительного органа в сфере культуры в мониторинге политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму в регионе…………………. 6
- Планирование исполнительным органом в сфере культуры деятельности по реализации полномочий по противодействию идеологии терроризма……………………………………………………………………………………………. 9
- Формирование отчета……………………………………………………………. 14
- Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных
- Организационно-административная деятельность………………………………………. 6
за реализацию профилактической работы……………………………………………………. 16
- Оказание методической помощи органам местного самоуправления, участвующим в исполнении Комплексного плана………………………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………………………………………. 21
Приложение………………………………………………………………………………………………… 22
Ссылки на тематические информационные ресурсы в сети «Интернет»……………… 22
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях придания системности деятельности по противодействию идеологии терроризма исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере культуры1, и предназначены для должностных лиц, ответственных за проведение профилактической работы, в том числе в части исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы.
I. Нормативная правовая база, регламентирующая организацию и проведение работы по профилактике терроризма исполнительными
органами субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере культуры
Необходимость проведения профилактической работы, направленной на противодействие идеологии терроризма и иных деструктивных течений на население страны закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод граждан вне зависимости от ряда признаков (пол, раса, национальность, религия и т.д.), гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, запрещает любые формы дискриминации граждан, пропаганду или агитацию, возбуждающие ненависть и вражду, а также запрещает создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.
В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № ФЗ-35 «О противодействии терроризму» закрепляются принципы, направления, организационные основы противодействия терроризму на федеральном, региональном и местном уровнях.
Структура и функции общегосударственной системы противодействия терроризму детально описывается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009.
В Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № ФЗ-182 «Об основах системы профилактики правонарушений» устанавливается организационный фундамент профилактической работы, направленной на предотвращение правонарушений и антиобщественного поведения, а также основные направления (в том числе противодействие терроризму и экстремизму) и формы профилактической работы (от бесед до социальной адаптации).
1 Исполнительные органы в сфере культуры.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» закреплено, что государственная культурная политика, охватывая многие сферы государственной и общественной жизни, призвана противодействовать деятельности различных недружественных организаций и движений, в том числе экстремистских и террористических, направленной на подрыв культурного суверенитета Российской Федерации, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей1, а также на разжигание межнациональных, межконфессиональных конфликтов, повышение уровня нетерпимости, проявления асоциального поведения среди населения России.
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы2 (утвержден Президентом Российской Федерации
30 декабря 2023 г. № Пр-2610) включает перечень мероприятий по противодействию идеологии терроризма среди населения страны. Целью Комплексного плана является формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма3 и устойчивости к ее пропаганде.
В целях придания системности деятельности по исполнению Комплексного плана на заседании Национального антитеррористического комитета4 принято решение и одобрен Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы5 (от 08 февраля 2024 г. № 11/П/1-193).
Согласно пункту 15 Положения о НАК решения Комитета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. При этом неисполнение решения НАК является административным правонарушением, предусмотренным статьей 19.5.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В интересах координации деятельности по профилактике терроризма в регионах сформирована вертикаль соответствующих коллегиальных органов –
1 Определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2 Далее – Комплексный план.
3 Идей радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств («Колумбайн», «Маньяки Культ Убийц»), распространяемых организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, размещен на сайте ФСБ России.
4Далее – НАК, Комитет.
5Далее – Порядок.
антитеррористические комиссии1 в субъектах Российской Федерации и АТК муниципальных образований, решения которых также обязательны к исполнению в зоне их ответственности. Административная ответственность за неисполнение или нарушение решений региональных и муниципальных АТК может быть установлена законами субъектов Российской Федерации.
Важно отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» определяет структуру полномочий данных органов в обозначенной сфере. В частности, для Минкультуры России определена задача по разработке и обеспечению реализации комплекса мер в сфере деятельности, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, а также задача по осуществлению методического руководства деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере.
II. Организация исполнительными органами в сфере культуры деятельности по противодействию идеологии терроризма
Система органов власти в субъектах Российской Федерации в сфере культуры включает в себя структурные подразделения администраций республик, краев, областей (министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты). Они находятся в двойном подчинении – администрации области, края, с одной стороны, и Министерству культуры Российской Федерации, с другой, и выступают в качестве субъектов управления указанной сферой.
Данная управленческая деятельность характеризуется определенными механизмами, представляющими единство целей, функций и средств, позволяющих добиваться запланированных результатов. С этой точки зрения управление сферой культуры представляет собой систему, состоящую из четырех направлений:
- Организационно-административная деятельность.
- Экономическая деятельность (государственные программы различного уровня и национальные проекты).
- Работа с персоналом.
- Информационное сопровождение.
1Далее – АТК, Комиссия.
Каждое из этих направлений управления сферой культуры имеет значительный потенциал в части, касающейся профилактики идеологии терроризма. Далее раскроем неэкономические аспекты этой деятельности.
1. Организационно-административная деятельность
- Выстраивание организационно-административной структуры профилактики в рамках исполнительного органа в сфере культуры
Структура системы противодействия идеологии терроризма должна включать в себя два уровня: управленческий (функционал министров, заместителей министров и начальников департаментов (отделов) и исполнительский уровень (функционал ответственных за реализацию профилактической работы сотрудников).
В соответствии с пунктом 7.3 Порядка целесообразно:
- закрепить в положении об исполнительном органе в сфере культуры полномочий по противодействию идеологии терроризма; в уставах привлекаемых к реализации мероприятий подведомственных организаций1 – целей (направлений) деятельности, касающихся решения указанной задачи2;
- издать приказы о назначении лиц из числа сотрудников исполнительного органа в сфере культуры, ответственных за профилактику и непосредственно участвующих в профилактике терроризма;
- в должностных регламентах (инструкциях) непосредственно участвующих в профилактике терроризма сотрудников следует внести должностные (функциональные) обязанности по исполнению Комплексного плана (организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма).
- Участие исполнительного органа в сфере культуры в мониторинге политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму в регионе
Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Она призвана обеспечить проведение единой государственной
и пр.
1 Образовательные организации, в том числе музеи, театры, библиотеки, филармонии, творческие коллективы
2 Так, для образовательных организаций предлагается, например, формулировка «Формирование
у обучающихся на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей созидательной гражданской позиции и устойчивости к деструктивному информационному воздействию, в том числе неприятия идеологии терроризма и идей экстремизма». Для библиотек – «Формирование у населения, в рамках культурно- просветительской и образовательной деятельности неприятия идеологии экстремизма и идей терроризма, а также развитие у него устойчивости к их пропаганде».
К музеям, театрам и творческим коллективам следует подходить индивидуально, внедряя положения об организации работы по противодействию идеологии терроризма в уставы так, чтобы это не меняло их основной задачи.
политики в области противодействия терроризму на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Исполнительные органы в сфере культуры являются субъектами противодействия терроризму.
Координацию деятельности по профилактике терроризма в регионах осуществляет АТК в субъекте Российской Федерации, председателем которой является высшее должностное лицо региона.
Одним из основных направлений деятельности АТК по профилактике терроризма является выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих появлению терроризма и его проявлений. На это направлено проведение АТК мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму1 в регионе.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о политических, социально-экономических и иных процессах, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, для получения обоснованных представлений о тенденциях их развития, выявления причин и условий, способствующих проявлениям терроризма на территории региона, а также выработки соответствующих предложений (мер) по их устранению в рамках планирования антитеррористической деятельности, вынесения актуальных вопросов на заседания АТК и соответствующих рабочих групп, а также корректировки проводимой региональными и местными органами власти деятельности в области профилактики указанных проявлений.
Исполнительные органы в сфере культуры являются субъектами Мониторинга. В связи с этим они обязаны предоставлять систематизированную информацию о выявленных или наблюдаемых процессах в зоне их ответственности, оказывающих негативное влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму, а также готовить обоснованные предложения и рекомендации по реализации ведомственных и межведомственных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих проявлениям терроризма, с учетом их полномочий.
Рассматривая профилактику терроризма в двух направлениях –
и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) и противодействие
1 Далее – Мониторинг.
идеологии терроризма, в контексте данных рекомендаций остановимся только на втором.
В рамках информирования АТК о процессах в сфере культуры субъекта Российской Федерации, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия идеологии терроризма, в материалы целесообразно включать1:
- Вводная часть, в которой кратко характеризуется обстановка в сфере культуры на территории региона, влияющая на ситуацию в рассматриваемой сфере. Целесообразно дать статистику: количество и типы учреждений, количество обучающихся, посетителей, и т.п., по возможности, очертить круг лиц, выделенных в Комплексном плане категорий, охваченных мероприятиями или посещающих учреждения сферы культуры. Дополнительно следует кратко осветить результаты деятельности в сфере культуры в области противодействия терроризму, в том числе указать принятые меры, направленные на решение ранее выявленных проблемных вопросов.
- Сведения о недостатках в реализации финансовых средств в рамках существующих национальных проектов, государственных программ, региональных подпрограмм, включающих мероприятия по противодействию идеологии терроризма в прошедшем и предстоящем году.
- Проблемные вопросы в организации и проведении в регионе органами публичной власти мероприятий в области противодействия идеологии терроризма, в том числе с привлечением представителей гражданского общества (конференции, круглые столы, семинары и др.).
- Проблемы взаимодействия (в том числе информационного) исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, негативно влияющие на противодействия идеологии терроризма, а также принятые меры по их устранению.
- Проблемные вопросы в организации обучения сотрудников исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации и органов
местного самоуправления2, а также участвующих на постоянной основе в мероприятиях по профилактике терроризма.
- Предложения по рассмотрению на заседаниях АТК вопросов с целью устранения выявленных проблем (включая задействование возможностей других субъектов профилактики в регионе).
Оценки и выводы должны сопровождаться подтверждающими материалами (описание фактов, событий, статистические сведения, ссылки на документы и мнения экспертов и т.п.).
1 С учетом типового перечня вопросов для исполнительного органа в сфере культуры, предусмотренного Регламентом Мониторинга.
2 Далее – ОМСУ.
Вопросы антитеррористической защищенности объектов (территорий) должны быть выделены отдельным разделом.
Полученная в результате обобщения и анализа информация об элементах региональной обстановки, влияющих на распространение идеологии терроризма, а также об угрозообразующих факторах, выявленных в зоне ответственности, доводится на совещаниях региональной рабочей группы при АТК по исполнению Комплексного плана.
На элементы обстановки, отраженные в Мониторинге, следует ориентироваться при планировании деятельности исполнительного органа в сфере культуры, а также при выработке предложений в Перечень мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации на следующий календарный год1.
- Планирование исполнительным органом в сфере культуры деятельности по реализации полномочий по противодействию идеологии терроризма
В соответствии с положениями пункта 8.4 Порядка исполнительный орган в сфере культуры обобщает свои предложения и предложения ОМСУ в Перечень мероприятий с последующим направлением головному исполнителю.
Следует подходить к формированию предложений в Перечень мероприятий, как к планированию деятельности региона по реализации мероприятий Комплексного плана в сфере культуры.
При планировании профилактической работы следует не терять из фокуса управленческого внимания региональные ресурсы. Предложения должны содержать мероприятия, проводимые и (или) организуемые как непосредственно исполнительным органом в сфере культуры и его подведомственными организациями, так и мероприятия, предложенные ОМСУ или организуемые некоммерческими организациями и общественными движениями и иными институтами гражданского общества2, осуществляющими свою деятельность во взаимодействии с исполнительным органом в сфере культуры.
При формировании предложений целесообразно заранее прорабатывать возможности привлечения в качестве соисполнителей региональные государственные органы (органы образования, правоохранительные органы, органы физической культуры и спорта, по делам молодежи) и иные заинтересованные, в том числе религиозные, военно-патриотические, ветеранские организации, общественные движения и СМИ.
1 Далее – Перечень мероприятий.
2 Гражданское общество – совокупность граждан, принимающих активное участие в общественной жизни, и неформальных гражданских объединений, а также самостоятельных и организационно независимых от государства добровольных объединений (в том числе политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, профессиональных союзов, религиозных организаций, ассоциаций), созданных в целях реализации политических, профессиональных, культурных и иных общественно значимых интересов граждан. (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»).
Сеть учреждений культуры обширна и многообразна: музеи, библиотеки, клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры и отдыха, театры, кинотеатры, филармонии, выставочные залы, образовательные учреждения сферы культуры, что позволяет планировать работу в широком диапазоне форм и методов.
Наряду с этим в предложениях в Перечень мероприятий следует учесть организацию и (или) участие сотрудников исполнительного органа в сфере культуры, подведомственных организаций, ОМСУ в образовательных мероприятиях и научно-практических конференциях по вопросам исполнения Комплексного плана, формирования российской идентичности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также по информационному сопровождению мероприятий и др. (пункт 5.1. Комплексного плана).
При формировании предложений в Перечень мероприятий целесообразно предусмотреть в каждом муниципалитете не менее одного мероприятия по конкретному направлению противодействия идеологии терроризма, в таком случае выполнение Комплексного плана будет эффективным и иметь широкий охват и положительные результаты.
Планируемые мероприятия следует распределить по разделам Комплексного плана: меры общей профилактики, меры адресной профилактики, меры индивидуальной профилактики, меры информационно-пропагандистского характера, меры кадрового и методического обеспечения; указывать срок проведения (осуществления)1, исполнителя, место проведения, ожидаемые результаты, объем затрачиваемых средств со ссылкой на пункт (мероприятия) государственной (муниципальной) программы (подпрограммы)2,
Следует не упускать из фокуса внимания целевую аудиторию, на которую должны быть ориентированы меры культурно-просветительного, информационного и иного профилактического характера, позволяющие устранить причины и условия ее радикализации.
В рамках реализации Комплексного плана к целевой аудитории мероприятий в первую очередь относятся:
- Представители молодежи, прежде всего разделяющие идеи террористических, экстремистских, националистических и неонацистских организаций, различных деструктивных движений (субкультур), а также состоящие на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики в связи со склонностью к суицидальному поведению, совершению насильственных действий.
- Население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях3.
числа».
1 Не рекомендуется указывать «ежемесячно», «ежеквартально», предпочтительнее указывать «до такого-то
2 Если мероприятие проводится в рамках государственной (муниципальной) программы (подпрограммы).
- Мигранты, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или обучения, члены их семей.
- Лица, отбывающие либо отбывшие наказание в учреждениях уголовно- исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности.
- Члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных).
- Несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.
Профилактические мероприятия не следует проводить в отношении исключительно молодежных активистов, членов «Движения Первых», активистов волонтерских движений и т.д., так как цель профилактики в таком случае не достигается, и целевая аудитория, обозначенная выше, остается не охваченной. Активистов необходимо вовлекать в организацию и проведение профилактических мероприятий в отношении целевой аудитории.
При планировании мероприятий на основании доводимой на совещаниях региональной рабочей группы при АТК по исполнению Комплексного плана информации об элементах региональной обстановки, влияющих на распространение идеологии терроризма, а также об угрозообразующих факторах, следует выделять приоритетные направления противодействия идеологии терроризма. Например, более четко очерчивать целевые аудитории профилактического воздействия
«группы риска» (дети трудовых мигрантов, граждане Российской Федерации, прибывшие с новых или приграничных с Украиной территорий и т.п.), которым требуется более плотное внимание со стороны учреждений сферы культуры, определять районы региона с более сложной обстановкой, где следует усилить профилактическую работу или более интенсивно проводить информационно- пропагандистскую деятельность и т.д.
Следует обратить внимание на проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам Российской Федерации и региона, Дням воинской славы России, направленных на реализацию проектов по формированию исторической памяти и уважению к историческому прошлому. Для этого целесообразно наладить взаимодействие с военно-патриотическими организациями, территориальными органами и подразделениями Росгвардии, Вооруженных сил Российской Федерации, ФСБ России (в том числе пограничными органами), а также иными правоохранительными структурами с целью привлечения сотрудников и членов их семей к проводимым акциям и мероприятиям как
3 Установленный силовым путем в 2014 году на территории Украины политический режим, поощряющий на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия в отношение мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, отказавшийся от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17 февраля 2015 г. № S/RES/2202).
в качестве участников (спикеров, членов жюри конкурсов, для проведения выставок или показательных выступлений и т.д.), так и в качестве целевой аудитории.
При подготовке мероприятий наряду с прославлением героев прошлого, целесообразно уделять внимание военнослужащим, сотрудникам правоохранительных структур и добровольцам, отличившимся в борьбе с террористическими организациями, в том числе украинскими националистическими и неонацистскими военизированными формированиями, при этом максимально обращать внимание на земляков. В работе следует использовать информацию исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения, военкоматов, фонда «Защитники Отечества».
Следует отметить, что критерием относимости организуемого мероприятия к тематике, соответствующей задачам, решаемым Комплексным планом, будет его воспитательный эффект, потенциал его влияния на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде. А для этого в задачах и содержании мероприятия должна прослеживаться антитеррористическая линия, в том числе в мероприятиях, направленных на формирование российской и региональной идентичности, сохранение и трансляцию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также направленных на предупреждение межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Следует обращать внимание на соответствие темы мероприятия, категории участников, ожидаемого результата1.
Мероприятия целесообразно проводить в традиционно принятых форматах: тематические экскурсии, лекции, беседы-диспуты, беседы-диалоги, конкурсы (олимпиада, викторина, конкурс творческих работ, конкурс проектов, конкурс исполнителей, конкурс сценариев мероприятий антитеррористической тематики), концерты (театрализованный концерт, литературно-художественный вечер, театрализованное представление), музейные выставки, в том числе передвижные, виртуальные и стендовые, музейные праздники, исторические игры, литературные и музейные квесты, читательские конференции, книжные выставки, концерты агитбригад, серии тематических постов в социальных сетях, демонстрирующих связь времен и героев прошлого и настоящего, раскрывающих преступную сущность терроризма, челленджи и флеш-мобы в социальных сетях (например,
«Поздравительная открытка Герою» (в том числе музыкальная, вокальная, изобразительная, декламация стихов, танец и др.), а также с использованием инновационных форм работы учреждений культуры с населением.
1 Негативные примеры: «Занятие «Ладошки добра против терроризма» в МБОУ-СОШ райцентра N-кой области, Ожидаемый результат: уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде… Количество участников – 110 чел. (молодёжь от 14 до 35 лет)» (в школах нет учеников 35 лет), «Актуализация учебно- методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин, рекомендаций по подготовке и проведению занятий, планов занятий, учебных пособий, курсов лекций, фондов оценочных средств) Ожидаемый результат: Актуализация 100% учебно-методических материалов в целях формирования стойкого неприятия идеологии терроризма». (из текста не понятно, какие дисциплины затронет актуализация).
Следует продумывать вопрос создания антитеррористического контента – контрпропагандистских и иных (текстовыми, графическими, аудио и видео) материалов, формирующих неприятие идеологии терроризма. Надо отдавать отчет, что это не должны быть инструкции о поведении в общественных местах, памятки о поведении в случае захвата здания и т.п. В ряде регионов, например, имеется практика записи тематических интервью с лидерами общественного мнения, общественными деятелями, ветеранами СВО, в которых поднимаются вопросы противодействия идеологии терроризма, информационной безопасности и цифровой гигиене, формирования критического мышления, как элементов антитеррористического «иммунитета». Также имеются примеры видеоконтента, в котором, например, молодежь творчески выражает через музыку, танец свое отношение к героическим поступкам современных борцов с терроризмом.
Повышению эффективности профилактической деятельности будет способствовать организация работы по созданию тематических стендовых выставок (например, этнографических, о культурных особенностях народов России, традиционных для нашей страны религиозных конфессий, в том числе о народных костюмах мусульманских народов России; о земляках или известных российских общественных деятелях, деятелях культуры и т.д., проявивших мужество и героизм или активную гражданскую позицию в противостоянии с международными террористическими организациями), размещаемых в местах общественного отдыха, проведения культурно-массовых мероприятий, а также в местах, наиболее посещаемых лицами из «групп риска» (торговые и много-функциональные центры, поликлиники, территории рядом с рынками, религиозными сооружениями, в общежитиях и т.п.), разработка в популярных у молодежи форматах видеоконтента, в том числе освещающего информацию об ответственности, предусмотренной законодательством за экстремистскую и террористическую деятельность.
Расставлению необходимых акцентов в профилактической работе в образовательной среде поможет направление в подведомственные исполнительному органу в сфере культуры образовательные организации среднего профессионального и высшего образования для возможного использования при организации и проведении профилактической работы списка тематических информационных ресурсов в сети «Интернет» (см. приложение).
Дополнительно в целях организации работы непосредственно исполнительного органа в сфере культуры целесообразно ежегодно разрабатывать собственный план (раздел плана), содержащий управленческие решения, определяющий участие структурных подразделений или конкретных сотрудников в общей деятельности по реализации Перечня мероприятий, а также медиаплан для системной работы по информационному сопровождению профилактических мероприятий региона (см. соответствующий раздел данных рекомендаций).
В мероприятиях данного плана следует учесть деятельность в составе региональной рабочей группы при АТК по исполнению Комплексного плана в части, касающейся сферы культуры, в том числе:
- рассмотрение предложений в Перечень мероприятий от ОМСУ по исполнению Комплексного плана на текущий календарный год;
- оценка проектов антитеррористических мероприятий в части целесообразности их включения в государственные программы (подпрограммы), в том числе противодействия идеологии терроризма либо задействования для реализации данных проектов средств, выделяемых на просветительские, культурные, досуговые и иные профилактические мероприятия в рамках иных государственных программ (подпрограмм);
- рассмотрение результатов реализации мероприятий Комплексного плана учреждениями и организациями культуры и направление их в проект годового (полугодового) отчета о его реализации;
- выработка предложений по повышению эффективности профилактической деятельности в рамках исполнения Комплексного плана.
- Формирование отчета
Отчет об исполнении Комплексного плана является важным инструментом для управления, анализа и оценки эффективности работы на направлении противодействия идеологии терроризма.
Он позволяет оценить, насколько успешно были достигнуты поставленные цели и задачи, соответствуют ли они целям и задачам, определенным в Комплексном плане. Отчет предоставляет возможность проанализировать результаты работы, выявить сильные и слабые стороны, а также понять, какие факторы способствовали или препятствовали достижению целей. На основе данных отчета региональной рабочей группой при АТК по исполнению Комплексного плана могут быть приняты обоснованные решения о дальнейшем развитии, корректировке Перечня мероприятий или о ходатайстве о выделении дополнительных ресурсов.
Отчет помогает контролировать исполнение Комплексного плана в региональной сфере культуры и отслеживать динамику, а также служит инструментом для получения обратной связи от подведомственных учреждений культуры и ОМСУ, что может способствовать повышению эффективности управленческих процессов и повышению эффективности.
Согласно пункту 8.2 Порядка отчеты формируются ежемесячно (до 20 числа) в рамках организуемого головным исполнителем Комплексного плана текущего контроля и два раза в год (за первое полугодие и за год) – в рамках итогового контроля. Соответственно, в установленные сроки исполнительный орган в сфере культуры осуществляет сбор и оценку отчетных материалов, отражающих реализации мероприятий всех направлений Комплексного плана.
В интересах синхронизации подходов к формированию отчетных материалов, в начале каждого периода отчетной кампании (за первое полугодие и за год) целесообразно проводить координационное совещание с руководителями и специалистами исполнительного органа в сфере культуры, подведомственных организаций, ОМСУ для доведения основных подходов к формированию статистики и информационно-аналитических материалов, содержащих сведения, необходимые для оценки качества мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
При формировании отчетности по исполнению Комплексного плана исполнительному органу в сфере культуры следует провести анализ проведенных мероприятий, реализованных подведомственными организациями и ОМСУ на соответствие антитеррористической тематике.
Например, если мероприятие было посвящено Дню любви, семьи и верности или Дню Победы, то необходимо, чтобы в сценарии появились отсылки к героизму военнослужащих, добровольцев, волонтеров, в первую очередь земляков, которые продолжают традиции отцов и дедов и противостоят террористическим вызовам и угрозам сегодня в ходе специальной военной операции на территории Украины. Или во время мероприятия посвященному Дню народного единства проводилась выставка детских рисунков (плакатов) на антитеррористическую (антиэкстремистскую) тематику (при отсутствии такой информации реализованный комплекс мероприятий органа власти в сфере культуры, посвященный Дню народного единства, не может быть отнесен к реализации Комплексного плана).
В рамках подготовки итогового отчета дается оценка эффективности и качества реализации мероприятий, направленных на решение задач Комплексного плана, по результатам которой вырабатываются меры организационно- управленческого и методического характера, в том числе по совершенствованию взаимодействия соисполнителей, повышению их компетенции в рассматриваемой сфере, нацеленные на повышение результативности проводимой работы.
Оценка эффективности включает в себя два ключевых направления: оценку результатов и оценку процессов.
- При оценке результатов важно анализировать не только абсолютные показатели (например, сколько подростков, состоящих на профилактических учетах различного уровня, приняли участие в мероприятиях, организованных учреждениями культуры), но и относительные (как меняется этот показатель в периодах, как соотносится с общим количеством такой категории молодежи в субъекте Российской Федерации и т.д.).
- Кроме того, для качественной оценки конкретного профилактического мероприятия, возможно использовать субъективную оценку, даваемую специалистами его проводившими. Например, в следующей формулировке:
«По оценке специалистов, в проведенном мероприятий, оно достигло своих целей, т.к. оно было проведено в отношении целевой аудитории (из Комплексного плана), для общения с ней были приглашены специалисты…, подобран
необходимый формат проведения (выставка, круглый стол, демонстрация и обсуждение фильма , концерт, встреча с ), тематические практические и методические материалы (лекции, наглядные пособия, видеоматериалы), аудитория была предварительно подготовлена и повышен ее фокус внимания на обсуждаемых вопросах, получена обратная связь от участников в виде вопросов и обсуждения. Все это может говорить о том, что мероприятие достигло своих профилактических целей в отношении выделенной группы граждан».
Управленческие механизмы включают в себя четыре последовательных процесса: планирование, организацию управления, контроль и анализ. Для того, чтобы оценить эффективность управленческих механизмов, необходимо определить, насколько разработанные планы и программы соответствуют реальной ситуации в данном субъекте Российской Федерации, исполнительном органе в сфере культуры, в подведомственных ему организациях, в ОМСУ, насколько они выполнимы, как осуществляется организация запланированных мероприятий, насколько участники системы профилактики заинтересованы в реализации поставленных задач.
Принимая во внимание, что важным условием слаженной работы является взаимодействие исполнительного органа в сфере культуры, подведомственных ему учреждений культуры, других органов публичной власти и ОМСУ, в целях оценки процессов необходимо проанализировать наличие и актуальность нормативных правовых актов, межведомственных программ и соглашений, регламентирующих работу по профилактике и определяющих основные направления и этапы работы. Одним из маркеров эффективно действующей системы будет являться налаженный процесс сбора, анализа и обмена информацией. Информация должна получаться и передаваться с определенной периодичностью, в объеме, позволяющем делать необходимые выводы.
При этом важно осуществлять сверку между поставленными задачами и достигнутыми результатами. В случае изменения ситуации в планы и программы должны вноситься корректировки.
Отдавая отчет, что противодействие идеологии терроризма носит пролонгированный характер, а результаты этой деятельности, скорее всего, будут отсрочены, то критериями оценки эффективности системы на данном этапе являются наличие и качество регулирующих документов, степень кадрового и методического обеспечения профилактической работы на всех уровнях – от органов управления культурой до непосредственных исполнителей в учреждениях культуры. Также важным критерием является полнота информации и своевременность ее сбора и анализа на всех уровнях.
2. Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы
Государственные гражданские служащие и работники органов исполнительной власти, сотрудники ОМСУ, а также подведомственных организаций принимают непосредственное участие в реализации мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий терроризма. Эффективность этой деятельности напрямую зависит от уровня их профессионализма.
В связи с этим целесообразно организовывать, в том числе в рамках оказания методической помощи ОМСУ прохождение дополнительной подготовки государственными и муниципальными служащими, а также иными работниками публичных органов власти и подведомственных организаций, участвующими в рамках своих полномочий в организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Также повышению эффективности указанной деятельности и обмену опытом в области противодействия идеологии терроризма в части, касающейся сферы культуры, будет способствовать организуемое на регулярной основе проведение тематических конференций, форумов, семинаров и круглых столов.
В целях обеспечения единых подходов к обучению лиц, ответственных за реализацию мероприятий в области противодействия терроризму, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с аппаратом НАК разработаны Примерные (типовые) дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по темам:
«Профилактика терроризма»;
«Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму»;
«Реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации».
Их реализация обеспечена в сети координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактике экстремизма, а также в головном кампусе и ряде филиалов РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Целесообразно ориентировать кадровые подразделения на организацию повышения квалификации специалистов, участвующих в противодействии идеологии терроризма, в указанных координационных центрах.
Для изучения региональных профилактических практик, а также для ознакомления с базой методических материалов, предлагается использовать Интерактивную карту профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации.
3. Информационное сопровождение мероприятий Комплексного плана
Под информационным сопровождением мероприятий Комплексного плана понимается деятельность по обеспечению максимально широкого информационного освещения вопросов предупреждения (профилактики) терроризма в СМИ и сети
«Интернет».
Необходимость информационного сопровождения обусловлена растущей активностью радикальных группировок в информационном пространстве в целом. При этом антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность органов власти остается незаметной для населения.
Для выполнения этой задачи на официальном сайте исполнительного органа в сфере культуры следует:
- создать и регулярно актуализировать специальный раздел антитеррористической направленности, в котором будет сформирован раздел с нормативными правовыми актами и организационно-плановыми документами, заведена отдельная новостная лента мероприятий, а также выделен блок с профилактическим контентом (собственные материалы и репосты), ссылками на тематические материалы в сети Интернет;
- ежегодно разрабатывать медиаплан1 в интересах информационной поддержки Перечня мероприятий в сфере культуры;
- регулярно размещать информацию и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах социальных сетей с учетом особенностей каждой из платформ размещения;
- направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные СМИ, а также в АТК для размещения на Интернет-портале НАК, для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы.
При планировании информационного сопровождения мероприятий в рамках Комплексного плана рекомендуется учитывать следующие аспекты: целевая аудитория СМИ и интернет-ресурсов, на которых размещаются пресс-релизы и новости о прошедших событиях, должна совпадать с целевой аудиторией организуемых мероприятий Комплексного плана2; заблаговременное информирование предполагает рассылку пресс-релиза мероприятия, а также отдельную работу с интернет-сообществами3; периодичность выхода публикаций определяется в соответствии с Перечнем мероприятий; в рамках информационного сопровождения могут быть организованы также и отдельные медиа-события; тематика публикаций в рамках информационного сопровождения должна совпадать с тематикой организуемых мероприятий. При этом целесообразно фиксировать
1 Целевой, программный документ, структурированный определенным образом и представляющий собой систему расчетов, обоснований, описание мер и действий по работе со средствами массовой информации с учетом максимальной эффективности.
2 Надо отдавать отчет, что трудовые мигранты не станут посещать аккаунты соцсетей библиотек или художественных школ, а значит бессмысленно размещать в этих аккаунтах информацию для данной категории лиц.
3 Например, подбирать под стиль сообщества контент – видеоролик, аудиозапись, фоторепортаж и др.
охват целевой аудитории1 для проведения необходимой корректировки формата
и содержания контента или выбора канала для его распространения2.
Желательно выбирать СМИ и интернет-площадки, аудитория которых не пересекается, а также планировать антитеррористические и антиэкстремистские публикации для одной и той же целевой аудитории не реже 1 раза в месяц.
В целях повышения эффективности информационного сопровождения деятельности по исполнению Комплексного плана, а также реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», предлагаем в качестве информационных поводов для наполнения аккаунтов социальных сетей, наряду с принятыми в регионе использовать даты, определенные проектом
«100 дат российской идентичности». Информация о проекте размещена на сайте Института гражданской идентичности https://identitas.ru/100dat.
Аналогичную систему информационного сопровождения антитеррористических мероприятий следует рекомендовать организовать в подведомственных учреждениях культуры и ОМСУ.
III. Оказание методической помощи органам местного самоуправления, участвующим в исполнении Комплексного плана
В соответствии с пунктом 7.4 Порядка исполнительный орган в сфере культуры по линии своей деятельности должен оказывать методическую помощь органам местного самоуправления, участвующим в исполнении Комплексного плана.
Методическая помощь исполнительного органа в сфере культуры – это систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на оказание поддержки органам местного самоуправления в определении подходов, применении методик, рекомендаций и алгоритмов с целью эффективного решения задач противодействия идеологии терроризма в части, касающейся сферы культуры.
В соответствии с Комплексным планом задачами противодействия идеологии терроризма являются:
1 Охват целевой аудитории – это число лиц целевой аудитории, которые познакомятся с публикацией хотя бы один раз за определенный период (в процентах или в абсолютных числах). Например, посещаемость официального сайта регионального министерства культуры составляет 300 уникальных посетителей в день, из них к целевой аудитории (студенты) относится 150 пользователей. Т.е. охват целевой аудитории за сутки для публикации равен 150 человек.
2 Например, информация о совещании региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана будет интересна для муниципальных властей, руководителей подведомственных организаций, поэтому ее размещают на официальных интернет-ресурсах, в региональных СМИ. В то время как информация о кинофорумах, фестивалях интересна активной молодежи, поэтому ее необходимо размещать в тематических интернет-сообществах и социальных сетях.
- Задействование потенциала системы образования, молодежной политики и культуры, а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий, прежде всего в образовательных организациях и трудовых коллективах, для устранения предпосылок радикализации населения (общая профилактика).
- Придание системности работе по привитию (разъяснению)1 традиционных российских духовно-нравственных ценностей категориям населения из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма в целях предупреждения их радикализации (адресная профилактика).
- Повышение результативности мер профилактического воздействия на конкретных лиц, подверженных либо подпавших под влияние идеологии терроризма и идей неонацизма (индивидуальная профилактика).
- Обеспечение наполнения информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио и видео) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя из особенностей целевой аудитории, а также своевременной блокировки (удаления, ограничения доступа) контента террористического характера2.
Основная задача методической помощи ОМСУ со стороны исполнительного органа в сфере культуры – обеспечить эффективность и качество работы по исполнению Комплексного плана. Она включает в себя:
- мониторинг состояния деятельности по противодействию идеологии терроризма в сфере культуры, выявление проблемных зон, и потребностей ОМСУ;
- анализ документов, поступающих из Министерства культуры Российской Федерации, аппарата АТК, а также вырабатываемых в рамках функционирования региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана с целью адаптации их под особенности сферы культуры муниципального уровня;
- доведение до ОМСУ соответствующих рекомендаций и поручений по выбору основных подходов, оптимальных решений для реализации регионального Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана;
- организация тематической подготовки специалистов ОМСУ (стажировки, повышение квалификации в образовательных организациях, участие в образовательных мероприятиях (семинарах, круглых столах и пр.) антитеррористической тематики);
1 В отношении граждан Российской Федерации реализуются мероприятия по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а иностранных граждан и лиц без гражданства – по разъяснению этих ценностей в рамках доведения норм законодательства и правил поведения в российском обществе.
2 Под террористическим контентом понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.
- получение и анализ обратной связи от ОМСУ по вопросам реализации задач в сфере противодействия идеологии терроризма.
Методическая помощь может осуществляться как самостоятельно, так и при участии привлеченных специалистов-консультантов, в том числе представителей некоммерческих социально ориентированных организаций, занимающихся противодействием идеологии терроризма и экстремизма.
Важным элементом методической поддержки является контроль за ходом реализации в сфере культуры регионального Перечня мероприятий. Контроль включает в себя анализ целенаправленности работы, выработку критериев оценки эффективности реализуемых мер, выявление возможных проблем и предложение рекомендаций по их решению. Такой подход позволяет своевременно корректировать планы, избегать несоблюдения сроков, тем самым влиять на эффективность исполнения Комплексного плана.
Заключение
Эффективность деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма, реализуемой системой региональных публичных органов сферы культуры, в значительной степени зависит от наличия управленческой вертикали на этом направлении, выверенного, сформированного с учетом особенностей обстановки в регионе, перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана, а также подготовленных кадровых ресурсов.
Приложение
к Методическим рекомендациям по совершенствованию деятельности по противодействию идеологии терроризма в сфере культуры
в субъектах Российской Федерации
Ссылки на тематические информационные ресурсы в сети «Интернет»
- Материалы, рекомендованные аппаратом Национального антитеррористического комитета: http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie- html.
- Видеоматериалы, рекомендованные аппаратом Национального антитеррористического комитета: http://nac.gov.ru/dokumentalnyie-filmy.html.
- Вестник Национального антитеррористического комитета:
http://nac.gov.ru/publikacii/vestnik-nak.html.
- Материалы Министерства культуры Российской Федерации по линии противодействия терроризму: https://culture.gov.ru/press/current/protivodeystvie_terrorizmu/.
- Материалы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по линии противодействия терроризму: https://minobrnauki.gov.ru/open_ministry/antiterror/.
- Материалы Министерства просвещения Российской Федерации по линии противодействия терроризму: https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost.
- Материалы Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации: https://rutube.ru/plst/201417/.
- Рекомендации для профессорско-преподавательского состава, педагогических и руководящих работников образовательных организаций по особенностям выявления и профилактики деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии: https://clck.ru/3F4zis.
- Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся (памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций): https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.
- Методические рекомендации для образовательных организаций по задействованию ресурсов в подготовке и распространении материалов антитеррористического содержания: https://clck.ru/3F4zmT.
- Методические рекомендации по линии поведения преподавательского состава и обучающихся при обнаружении в информационном пространстве ложных сведений, направленных на формирование конфликтных ситуаций в межнациональных и межконфессиональных отношениях, провоцирование массовых антиобщественных проявлений, способных привести к совершению террористических актов и иных преступлений террористической направленности: https://clck.ru/3F4zsB.
- «Обзор.НЦПТИ» – журнал Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму образовательной среде и сети Интернет предназначен для информирования и эффективного взаимодействия самых различных экспертов служб и ведомств, представителей власти, научного и гражданского сообщества в сфере противодействия терроризму, обеспечения национальной безопасности, создания условий для гармонизации межэтнических, межконфессиональных и межнациональных отношений: https://ncpti.su/obzor/.
- Методические материалы по вопросам противодействия идеологии терроризма НЦПТИ: https://map.ncpti.ru/materials (требуется регистрация).
- Сборники сценариев профилактических мероприятий с молодежью, методические и просветительские материалы для проведения профилактической работы в молодежной и образовательной среде, в том числе с группами риска: https://ncpti.su/materialy/.
- Видеозапись Всероссийского форума «Планерка профилактики» (2024) (для руководителей органов исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики, представителей антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и Координационных центров Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также для специалистов вузов): https://vk.com/video-112267450_456239526.
- Наглядные материалы к выставке ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом: https://clck.ru/3F4zus.
- Материалы АНО «Лаборатория медиа», работающей под эгидой Росмолодежи в интересах развития студенческих СМИ и молодежных медиа России: https://medialab.team/.
- Материалы Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации https://clck.ru/3F5459.
- Видеоматериалы Центра традиционных духовно-нравственных ценностей: https://rutube.ru/channel/29969261/shorts/.
- Материалы Института гражданской идентичности, векторного центра Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов,
противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма:
- ДОНБАСС – Россия: история и современность. Просветительский проект Министерства культуры Российской Федерации для организации тематических выставок: https://disk.yandex.ru/d/Gcz_ktOBh9WhcA.
- Информационная брошюра «Гражданская война на Украине 2014 – 2022». Издание подготовлено Россотрудничеством совместно с Фондом исследования проблем демократии. Брошюра представляет собой сборник общеизвестных фактов одобрения и проявления нацизма на Украине в последние годы, в том числе со стороны официальных властей: http://warcrimesofkiev.com/.
- Аналитический центр по разработке и анализу моделей воспитательной работы, выявлению лучших практик воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи: https://fioco.ru/ru/about/institute.
- Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде: https://chirpo.ru/monitoring- social.
- Белая книга преступлений украинского режима1: https://sledcom.ru/Proekty/bbook1.
- Методические рекомендации и материалы по информационной гигиене в молодежной среде [Электронный ресурс]: учебное электронное издание/ В.В.Балановский. – Калининград: Издательство БФУ им. И.Канта, 2023. – 40 с.2 https://umc-nf.edumsko.ru/about/social/doc/1925718.
- Материалы проекта «Травли NET», направленного на создание психологически безопасной среды для ребенка в образовательных организациях (против кибербуллинга): https://xn—80aejlonqph.xn—p1ai/.
- Методические материалы для учителей и преподавателей по финансовой грамотности, как элемента информационной безопасности: https://fincult.info/teaching/.
- Научно-методические рекомендации адресованы преподавателям и сотрудникам образовательных организаций высшего и среднего
1 Издана под редакцией Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И.Бастрыкина. В ней представлены результаты деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, позволяющие в полной мере оценить масштабы трагедии Донбасса. В книге собраны подлинные свидетельства участников событий и фотодокументы, фиксирующие доказательства преступлений, совершенных украинским режимом. Главы книги «Киевский режим на службе Запада», «Преступления киевского режима», «Работа России с пострадавшим населением Донбасса и Украины» всесторонне раскрывают острую проблему, приводят ужасающие цифры потерь, доказывают вовлеченность в украинские события стран Запада и США. Именно поэтому сегодня важно говорить о трагедии жителей Донбасса, показывать и рассказывать истории конкретных людей, являющиеся для общественности весомыми доказательствами преступлений киевского режима.
2 Разработаны в целях оказания содействия в организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на формирование и развитие у граждан в возрасте от 14 до 35 лет навыков информационной гигиены как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами. Ориентированы на лиц, работающих с молодежью в организациях сферы образования, спорта, культуры, молодежной и социальной политики, а также могут представлять интерес для широкого круга лиц.
профессионального образования, они предназначены для оказания помощи в практике выявления обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма: https://clck.ru/3F8H3Y.
- Л.Н.Тимерьянова. Организация работы в образовательных учреждениях в детьми, подверженными влиянию идеологии экстремизма и терроризма: Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ, 2019. – 80 с.1: https://clck.ru/3F8H4t.
- Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений. Федеральный институт оценки качества образования. 2022: https://clck.ru/3F8H65.
- Видеозапись форума «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» Всероссийский научно-практический форум 13 – 15 ноября 2024 год: https://forum.mgpu.ru/educational_module#tlection=824409431_2.
- Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: информационно-методический сборник/Под редакцией д-ра пед. наук, проф. О.Л.Подлиняева2: https://clck.ru/3F3myr.
- Онлайн-курс разработан Всероссийским обществом «Знание» с целью повышения качества профилактики распространения идеологии неонацизма в детской и молодёжной среде: https://clck.ru/3F86ky.
1 Пособие адресовано педагогическим работникам и включает описание методов, форм и средств формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания подростков, технологий работы с подростками. Может быть использовано руководителями общеобразовательных организаций при организации профилактической работы с детьми, подверженными влиянию экстремизма и терроризма.
2 В сборнике рассматриваются вопросы профилактики экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде. Издание содержит теоретические обоснования и практические материалы диагностического и коррекционно-развивающего плана для организации работы по проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде.